Как разрабатывается ПАЗ для стоматологической клиники?
Медицинские учреждения относятся к категории организаций, которые подвержены повышенному риску террористической угрозы. Для ее предотвращения, а также систематизации сведений об уровне защиты от этого риска, такие предприятия обязаны составлять паспорт безопасности.
Общие правила разработки этого документа определены постановлением Правительства № 1244. При этом для учреждений медицинского профиля действует специальное постановление № 8, которое регламентирует конкретные требования к обеспечению антитеррористической безопасности для этой группы предприятий. Этот нормативный документ устанавливает все основные правила составления паспорта антитеррористической защищенности (ПАЗ).
Порядок разработки паспорта
Руководство разработкой ПАЗ осуществляет непосредственный руководитель объекта, который координирует работу всех остальных сотрудников. Для того, чтобы перейти к составлению паспорта, нужно сначала выполнить несколько подготовительных операций:
- обследование объекта на предмет выявления слабых мест при террористической атаке. В рамках этого этапа нужно провести проверку проектной и строительной документации, а также физическое обследование здания и прилегающей территории;
- анализ документов в части изучения сил, средств и ресурсов, которые фактически задействованы и могут быть задействованы для обеспечения защиты клиники. Здесь исследуются инженерные системы, системы обеспечения пожарной безопасности, ресурсы физической защиты объекта и т.д.;
- категорирование учреждения с целью определения риска террористической атаки.
На основании этих сведения заполняются разделы паспорта в соответствии с формой, предусмотренной постановлением № 8.
Категорирование объекта
Требования к составу антитеррористических мероприятий и объему ресурсов, вкладываемому в защиту от этой угрозы, должны зависеть от степени ее вероятности. Она определяется в ходе категорирования объекта. Стоматологические клиники, как и другие медицинские учреждения, могут относиться к одной из трех категорий.
Категория |
Риск нападения |
Вероятное количество пострадавших при атаке, чел. |
Вероятный размер ущерба при атаке, млн руб. |
Первая |
Исключительно высокий |
Более 1000 |
Более 100 |
Вторая |
Высокий |
500-1000 |
50-100 |
Третья |
Значительный |
Менее 500 |
Менее 50 |
Содержание паспорта для стоматологической клиники
Правила составления этого документа идентичны для всех типов медицинских учреждений вне зависимости от их профиля. Это означает, что такой паспорт будет выглядеть одинаково для поликлиники, стоматологической клиники, госпиталя хирургической направленности и других организаций. Согласно приложению к постановлению № 8, ПАЗ этих компаний должен содержать следующие разделы:
- ключевые данные о самом объекте и занимаемой им территории;
- информация о работниках, занятых на объекте, а также сотрудниках организации, арендующей площади здесь;
- сведения об участках и элементах объекта, которые могут стать критическими в случае нападения террористов;
- вероятные последствия, которые могут наступить в результате террористической атаки;
- оценка социальных и экономических последствий нападения для материальных активов и людей;
- ресурсы, которые используются для обеспечения антитеррористической защищенности организации;
- мероприятия, направленные на обеспечение пожарной, инженерной, технической и физической защиты клиники;
- общие рекомендации и выводы;
- дополнительные данные о степени защищенности стоматологической организации.
К документу при необходимости прилагаются карты, схема и планы территории, которые позволяют составить более полное представление об объекте с целью быстрой организации передвижений при атаке террористов.
Согласование документа
Порядок согласования паспорта для стоматологической клиники и других медицинских организаций имеет ряд особенностей. Так, его содержание должны утвердить следующие государственные органы:
- территориальный орган безопасности по месту нахождения клиники;
- территориальное подразделение Федеральной службы войск Нацгвардии.
Помимо этого, текст документа должен одобрить фактический правообладатель объекта. Для государственных клиник в этой роли выступает полномочный представитель Министерства здравоохранения. В общей сложности для процедуры согласования потребуются два основных экземпляра паспорта и два копии: они могут быть как бумажными, так и электронными. Основные экземпляры остаются у правообладателя объекта и в самом здании клиники. ПАЗ в копии вместе с сопроводительным письмом направляется в госорганы для согласования: на это им отводится 30 дней.
Актуализация документа
Руководителю клиники нужно следить за тем, чтобы разработанный ПАЗ поддерживался в актуальном состоянии. Изменения в характеристиках объекта приводят к тому, что содержание паспорта необходимо актуализировать: это нужно сделать не позже, чем в течение месяца с даты возникновения таких изменений. К числу веских причин для пересмотра документа относятся изменения:
- площади или периметра здания клиники или ее территории;
- количества объектов или элементов, которые могут стать критическими при атаке террористов;
- состава ресурсов, задействованных для обеспечения защищенности объекта;
- мер по защите клиники инженерно-техническими средствами.
Даже если ничего не изменилось, пересматривать и редактировать текст паспорта необходимо каждые пять лет. Актуализация предполагает, что в текст документа вносятся нужные изменения с указанием дат и причин их внесения. Руководитель клиники должен проследить, чтобы они были отражены в каждом экземпляре паспорта. Затем он в стандартном режиме проходит процедуру согласования. ПАЗ, который уже недействителен, нужно хранить в клинике в течение пяти лет.
1412